Угол установки колес автомобиля развал

Содержание

Самостоятельная регулировка

Углы схождения своими руками регулируются так: чтобы уменьшить цифру рулевые тяги подтягивают, а чтобы увеличить при помощи муфты длину тяги укорачивают. Промежуток между точками изменяют за счет обеих тяг. Усредненное расстояние между показателями 1 и 2 считают равным в один миллиметр.

Регулируя тяги (по очереди каждую, а не только одну), смотрим за пыльником, т.к. он должен проворачиваться без проблем. Если он закручивается, то необходимо ослабить хомут.

В итоге получаются следующие параметры:

  • = 163 мм;
  • = 162.9 мм;
  • = 0.9 мм;
  • = 0.9 мм.

Такие показатели считаются нормой. Регулировка развала схождения на Lada Samara может считаться готовой.

Сделать развал схождения самому — дело несложное, однако работа с зарубежными моделями требует большей точности, здесь любая погрешность недопустима. Если же у владельца автомобиля отсутствует желание тратить свое время и усилия на данную затею, тогда лучше обратиться в СТО, где за пятьсот рублей специалисты проведут полный цикл работ.

На следующем видео смотрите регулировку развала-схождения.

Диагностика

Переходим к другой стадии — снятие замеров: при помощи строительного отвеса либо уровня.

  • Все колеса выставляем по прямой косильной лески, чтобы не ошибиться в расчетах.
  • Следует измерить расстояние от точки 1 до точки 2 (с левого и правого колеса). Здесь понадобится закрепить отвес на крыле, а точку отсчета брать с обода колеса. Фиксируем полученные данные в блокноте.
  • Далее следует прокатить машину так, чтобы сдвинуть точку замера на 90 градусов. Записываем новые данные. Процесс повторяется дважды для усреднения информации, избавляясь, таким образом, от погрешности.
  • Производитель советует для нашей марки автомобиля отрегулировать угол развала в районе двух миллиметров.

На данной модели была поставлена задача, добиться отрицательного развала, и чтобы облегчить процесс, уровень был скреплен с пластиной (толщина четверть сантиметра).

Вариант третий: излишне положительный кастор

Продольный наклон стоек выставлен на максимально положительный угол. Поскольку такой угол без коррекции схождения выставлять опасно, угол схождения также выставляется «в плюс».

Однако в быстрых поворотах переднюю ось начинает сносить, а скорость, на которой можно безопасно выполнить «переставку», снижается.

Как выполняется проверка и регулировка углов установки колес

Многие недобросовестные автомастера сразу, как только автомобиль заехал на стенд, принимаются регулировать углы установки колес. В этом случае лучше сразу отказаться от услуг таких «специалистов». Первое, с чего начинается комплекс процедур – проверка технического состояния автомобиля, а именно:

  • наличие люфта в рулевом колесе и ступичных подшипниках;
  • наличие радиального и осевого биения колесных дисков;
  • исправность узлов подвески;
  • давление воздуха в шинах.

Кроме того, проверка и последующая регулировка должна выполняться только когда автомобиль полностью разгружен, т.е. ни в салоне, ни в багажнике не должно быть ничего лишнего, и если мастер не поинтересовался, полностью ли автомобиль разгружен, это серьезный повод усомниться в его квалификации.

Последний подготовительный этап – установка рулевой рейки в нейтральное положение. Вычисляется требуемое положение вручную путем вращения руля от упора до упора. Половина общего числа оборотов и будет серединой рулевой рейки. Если эту процедуру пропустить, радиусы поворота автомобиля влево и вправо будут различаться, что не добавит комфорта управлению.

После выполнения всех необходимых приготовлений можно приступать к регулировке углов установки управляемых колес. Процедура выполняется в три этапа со строгим соблюдением последовательности: установка кастора – установка развала – установка схождения.

В зависимости от типа подвески установка углов кастора и развала выполняется различными способами: добавлением или удалением регулировочных шайб, ползунковыми механизмами, эксцентриковыми болтами.

Многие автомобили конструктивно лишены возможности регулировать развал и угол продольного наклона оси поворота колес, в их числе BMW, некоторые модели Mercedes и DAEWOO.

Схождение управляемых колес на всех машинах регулируется единственным способом: изменением длины рулевых тяг.

Регулирование рулевой рейки своими руками

  • Снимите руль, отвинтив гайку.
  • Зафиксируйте управляющий элемент в определённом ранее оптимальном положении.
  • Найдите гайки на наконечниках рулевых тяг и ослабьте их.

Немного выкрутите одну из них, подсчитав количество нужных для этого оборотов. Затем закрутите вторую гайку на такое же количество оборотов.

Всё, автомобиль готов к настройке развал-схождения.

Инструменты и оборудование

  • гаечных ключей разных размеров;
  • приспособлений для определения правильного вертикального и горизонтального положения (отвес и уровень);
  • длинной проволоки либо прочного шпагата;
  • строительной рулетки;
  • двух одинаковых толстых досок (примерно 50-60 см);
  • двух опор, обеспечивающих скольжение под настраиваемые колёса;
  • ямы для осмотра.

Сход-развал своими руками

Последовательность действий определяется конструкцией подвески и системы рулевого управления. Чаще всего нынешние авто оснащены передней подвеской МакФерсон, а также рулевым управлением реечного типа.

Данный вариант требует первоочередного рассмотрения. Как сделать сход-развал своими руками – пошаговая инструкция:

  • Установить автомобиль на специальную яму с обеспечением для себя беспрепятственного доступа к рулевым тягам. Во время работы важно придерживаться норм безопасности, а также учитывать, что неоднократно потребуется вылезти из ямы, а затем спуститься в неё снова.
  • Убедиться, что каждая часть ходовой совершенно исправна. При обнаружении неисправных рычагов, тяг, сайлентблоков, шаровых опор первоначально требуется их замена. Иначе Вы только зря потеряете силы и время.
  • Проверить и выравнять давление в каждой автомобильной покрышке. Убедиться, что диски колёс являются целыми, а шины имеют одинаковую размерность.
  • Отпереть замок колонки руля и повернуть каждое колесо из одной крайней позиции в другую. Затем установить эти колёса в центральное положение. Это нужно для того, чтобы поставить каждый компонент на своё место.
  • Найти и отметить среднюю точку посредством измерения дистанции от одной шаровой опоры до другой и деления её на 2.
  • Сделать замеры колёс на внутренней стороне. Измерять нужно не шины, а диски. Вначале следует определить дистанцию от одной передней кромки до другой, затем — от одной задней кромки до другой. Полученная разница позволяет вычислить угол развала. Затем он сверяется с той информацией, которую содержит техническая спецификация.
  • В случае нарушения параметра нужно ослабить контргайки рулевых тяг, затем, покрутив муфты соединения, отрегулировать их. Необходимо, чтобы угол установки правого колеса совпадал с углом установки левого. Подтверждение этого возможно при проведении замеров от точки посредине до каждой из сторон и выполнения повторных вычислений. Затем следует затянуть контргайки.
  • Если требуются проверка и регулировка развала, сделать замеры понадобится на внешних поверхностях дисков, так как внутри бывают препятствия в виде конструктивных частей авто. С этой целью следует взять отвес или большой треугольник с предварительным построением перпендикуляра к колёсной оси.
  • Замеряется и высчитывается разница между краями колёсного диска — нижним и верхним. На основании результата вычисляется угол.
  • Самыми популярными видами устройств для регулирования развала-схождения являются вращающиеся эксцентрики и подкладные пластины.

Путём вращения эксцентриков либо вставки пластин следует добиться нужных параметров. Чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к эксцентрикам и пластинам, часто приходится колёса снимать, и после замеров устанавливать снова.

Регулировка углов установки колёс

Углы установки колёс у снаряженного автомобиля

Угол продольного наклона оси поворота колеса

Угол поперечного наклона оси поворота колеса

Максимально допустимая разница величины развала для правого и левого колес 30′. Максимально допустимая разница величины угла продольного наклона оси поворота колеса для правого и левого колес 30’. Величины для контроля состояния заднего моста. Для автомобиля с бензиновым/дизельным двигателем.

Параметры динамической балансировки:. Односторонняя [г]. ≤8. Двусторонняя (суммарно) [г]. ≤15

Проверьте износ шин и давление в них. Нормальное давление: 230 кПа.

Отрегулируйте высоту кузова до стандартного значения для получения более правильного результата по регулировке углов установки колес. Стандартная высота кузова определяется как расстояние от центра болта крепления нижнего рычага подвески к опорной поверхности колеса и должна составлять 295 ± 1 мм.

READ  Honda отзывает 1,4 миллиона автомобилей, в том числе 430 тысяч, из-за проблемы с солевой коррозией

Снимите крышку с регулировочного болта поворотного кулака. Проверьте внутренний угол А поворота колеса. Он должен составлять не более 32° (стандартно).

Внимание! При повороте колеса до упора, оно не должно касаться тормозного шланга на кузове автомобиля.

Угол поворота колеса может быть отрегулирован болтом на поворотном кулаке. После регулировки проверьте угол еще раз и, если необходимо, замените поврежденные или изношенные элементы рулевого управления, если отрегулировать угол до стандартного значения не удалось.

Регулировка развала колеса и продольного наклона поворотного шкворня

Развал колеса: 0°± 30′. Продольный наклон повротного шкворня: 3°30’± 45′.

Для регулировки можно добавлять либо убирать регулировочные шайбы на верхнем рычаге. Толщина регулировочных шайб: 3.0, 1.5 и 0.5 мм.

Чтобы изменить развал колеса на 7′ или продольный наклон шкворня на 20′ необходимо добавить прокладку толщиной 1 мм

Разница между продольным наклоном шкворня с левой и правой сторон должна быть в пределах 30′.

Если не удалось достичь требуемого значения развала колес и продольного наклона шкворня, отрегулируйте их с помощью задних регулировочных кулачков.

Покачайте переднюю чаксть автомобиля и оставьте подвеску установиться в спокойное положение.

Установите колеса в положение для прямолинейного движения.

Пометьте средину на задних колесах и измерьте расстояние В между ними.

Переместите автомобиль вперед так, чтобы метки сзади на задних шинах установились спереди.

Измерьте расстояние А между срединами передних колес.

Определите схождение колес, равное разнице В-А. Стандартное значение: 0-2 мм.

Если значение не соответствует требуемому, отрегулируйте его путем увеличения или уменьшения длины рулевой тяги. Для этого, открутите контргайку, отрегулируйте длину тяги, и затяните контргайку.

Углы установки колес автомобиля.

Углы, определяющие расположение элементов подвески на передней оси автомобиля:

  • Схождение колес (Toe)
  • Развал (Camber)
  • Продольный наклон оси поворота (Caster)
  • Поперечный наклон оси поворота (King pin)
  • Смещение оси (Set-back)
  • Прилежащий угол

Углы, определяющие расположение элементов подвески на задней оси автомобиля:

  • Схождение колес (Toe)
  • Наклон или развал колеса (Camber)
  • Смещение оси (Set-back)
  • леска (угол) движения (Thrust line)

Схождение и отрицательное схождение, как правило, являются наиболее понятным термином. При измерении схождения мы смотрим на то, как параллельны колеса по отношению друг к другу, при взгляде сверху. Если колеса стоят ближе друг к другу спереди, то схождение положительно Если колеса стоят ближе друг к другу сзади, то схождение отрицательное (-).

Причина, почему мы имеем схождение или расхождение в том, что взаимное положение между колесами автомобиля в стационарном положении и в движении различно, из-за деформаций в подвеске и выбора люфтов при движении автомобиля. Как правило, для заднего привода схождение передних колес устанавливается с небольшим положительным схождением. Передне и полноприводные автомобили, как правило, имеют некоторое отрицательное схождение в следствии того, что передние колеса являются тяговыми, и люфты при движении автомобиля выбираются во внутрь (то есть в ).

Неправильное схождение может привести к следующим последствиям:

  • Износ по внешнему краю покрышки. причина: избыточное схождение;
  • Износ внутренней поверхности шины. избыточное отрицательное схождение;
  • «Шашечный износ» протектора шины, или так называемые «перья»;
  • Неправильное положение рулевого колеса;
  • «Плохой» возврат руля при выходе из поворота;
  • Повышенный расход топлива из-за трения шин.

Возможные причины неправильной регулировки схождения:

  • Неправильная регулировка;
  • Неправильные данные, используемые при проведении регулировки;
  • Неправильный клиренс;
  • Деформации элементов рулевого управления;
  • Неправильная калибровка регулировочного оборудования.

Примечание: Схождение. это всегда последний корректирующийся угол. Отрицательное схождение при повороте автомобиля. Когда автомобиль поворачивает, колесо на внутренней стороне поворота имеет больший угол поворота (меньший радиус поворота). чем колесо с внешней стороны. Если колеса в повороте имеют один и тот же угол, они попытаются сходиться. Это могло бы вызвать чрезмерный износ шин и ухудшение управляемости из-за недостаточной поворачиваемости. Конструктивно заложено, что внутреннее колесо имеет больший угол поворота, что приведет к улучшению управляемости и уменьшает износ шин.

Избыточное положительное схождение может привести к следующим последствиям:

  • Чрезмерный износ шин : «оперение»;
  • Визг шин на поворотах, даже на низких скоростях;
  • Низкая реакция на руль, т.е. недостаточная поворачиваемость;

Возможные причины избыточного положительного схождения:

  • Неправильно отрегулировано схождение;
  • Неверный наклон рулевых тяг;
  • Деформация рулевых тяг;
  • Неправильный клиренс.
  • Развал положительный ( ), когда колесо наклонено верхней частью вне автомобиля;
  • Развал отрицательный (. ),когда колесо наклонено верхней частью внутрь автомобиля;
  • Нулевой развал, когда колесо вертикально.

Развал регулируется для передних и задних колес автомобиля. Развал необходим для равномерного распределения нагрузки автомобиля по всему пятну контакта шины в точке контакта, чтобы свести к минимуму износ шин. Развал возможно также использовать, чтобы изменить управляемость автомобиля, иногда за счет износа шин. Отрицательный развал может улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, обеспечивая хороший контакт шины с дорогой при прохождении поворотов. Неправильный развал может вызвать уводы, а также чрезмерный износ шин. Как правило, разница развала на одной оси (кросс) должна быть не более 30′ (в минутах).

Неправильный развал может привести к следующим последствиям:

  • Износ внутренней поверхности шин:- чрезмерный отрицательный развал;
  • Износ на внешнем краю покрышки:- чрезмерный положительный развал;
  • Тянет в одну сторону;
  • Чрезмерный износ подшипника колеса (из за неравномерной нагрузки);
  • Неудовлетворительная управляемость автомобиля.

Возможные причины неправильного развала:

  • Деформация элементов подвески;
  • Неправильная регулировка;
  • Неправильный клиренс.

Продольный наклон шкворня (или оси поворота) (CASTER). угол между вертикалью и проекцией косильной лески, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации передних колес в направлении прямолинейного движения.

Иначе кастер – это продольный наклон плоскости качания колеса и может быть просто описан как, наклон вперед или назад Макферсон если смотреть на автомобиль сбоку. Положительный кастор это когда верхняя опора стойки смещена назад и чаще используется на современных автомобилях. Отрицательный кастер. это когда верхняя опора стойки смещена вперед. Положительные кастер обеспечивает лучшую курсовую устойчивость и стабилизацию, чем негативный кастер.

угол, установка, колесо, автомобиль

Если вы посмотрите на передние колесо и вилку велосипеда, вы увидите, что они образуют положительный кастер, и именно это позволяет ехать на велосипеде не прикасаясь к рулю. Чем больше положительный угол продольного наклона, тем тяжелее руль. Поскольку в большинстве своем современные автомобили способны развивать высокие скорости, положительный угол продольного наклона необходим для обеспечения высокой стабильности при движении. Электрогидравлическое рулевое управление призвано для преодоления тяжелого руля. Как правило, кастор на левой и правой стороне транспортного средства не должен различаться более чем на 30′ (в минутах), в противном случае автомобиль может тянуть в одну сторону. Автомобиль будет тянуть в сторону с наименьшим углом.

Неправильный кастер может привести к следующим последствиям:

  • Тяжелое рулевое управление. чрезмерный положительный кастер;
  • Чрезмерная чувствительность к восприятию дорожных неровностей на руле – избыточный положительный кастер;
  • Колебание (биение) руля. : чрезмерный отрицательный кастер усилия на рулевом колесе при левом и правом поворотах, односторонний износ протектора;
  • Отсутствие самостабилизации руля. : чрезмерный отрицательный кастер разные визг шин на поворотах.

Возможные причины неправильного castеr:

  • Верхняя опора. Макферсон установлена вперед или назад;
  • Продольный рычаг подвески или его крепление перемещается вперед или назад;
  • Автомобиль не установлен на ровной поверхности при регулировке;
  • Неправильный наклон автомобиля;
  • Колеса не блокируются во время регулировки;
  • Неправильная регулировка (если регулируется).

Поперечный наклон оси поворота (King pin) (угол наклона оси поворота (НОП)).

(На рисунке β ). это угол наклона оси поворота (шкворня) колеса (a-b) в поперечной плоскости при виде спереди. Задается конструкцией поворотного кулака (на рисунке зеленый) и не регулируется.

Прилежащий угол (на рисунке α β ). суммарный угол развала и поперечного наклона шкворня. НОП, на некоторых конструкциях поддается регулировке.НОП.это угол, который образуется между вертикалью и осью Макферсон всегда наклоненной внутрь если смотреть на автомобиль спереди. Как правило этот угол задан производителем и не регулируем. Тем не менее, некоторые производители используют изменение угла НОП на благо регулирования развала. НОП- всегда положителен. НОП вместе с развалом служит для снижения восприятия ударов от дороги и снижения влияния неравномерности тормозных сил на рулевой механизм. Дорожные удары и неравномерное торможение будут вызывать реакцию на рулевом колесе за счет возникающего момента на плече А-В. что делает автомобиль нестабильным и вызывает сильную реакцию на руле. Чрезмерные значения угла НОП может загрузить компоненты, такие как шаровые шарниры. НОП также помогает самоцентрированию рулевого управления.

READ  Двойные передние подушки безопасности станут обязательными для всех автомобилей в Индии

Неправильный НОП может привести к следующему:

  • Чрезмерной обратной связи с дорогой;
  • Уменьшить самостабилизацию рулевого управления;
  • Чрезмерному износу элементов подвески;
  • Неправильному развалу;
  • Нарушению прямолинейности движения на неровностях.
угол, установка, колесо, автомобиль

Плечо обката (Scrub Radius) — это расстояние по прямой между точкой, в которой ось поворота колеса пересекается с дорожным полотном, и центром пятна контакта колеса и дороги.

Плечо обката определяется не только конструкцией подвески, но и параметрами колёс. Проще говоря, при плече отличном от нулевого колесо начинает действовать как рычаг воздействуя на элементы подвески и рулевого управления, возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулем.

При положительном плече обката случайное повышение силы сопротивления одного из колес способно вызвать поворот руля в эту же сторону и нарушить курсовую устойчивость автомобиля. При положительном значении усилие на руле при повороте колес на месте меньше. (колесо катится при повороте руля, а не просто проворачивается на месте), зато при переезде кочек будут заметны рывки. Изменяя диаметр колеса не забудьте изменить вылет диска, чтобы привести плечо обката в нужные вам значения.

леска осевого давления (THRUST LINE). леску осевого давления (направление тяги) можно упрощенно понимать, как перпендикуляр к задней оси. Это несколько упрощённое понятие, так как не принимаются во внимание углы установки самих задних колёс. Угол осевого давления или угол движения – это угол между осью симметрии автомобиля и направлением тяги. Направление усилия на заднюю ось, называемое осевой нагрузкой, определяется схождением задних колес. леска осевого давления определяется разницей между продольной осью симметрии автомобиля и осевыми нагрузками.

угол, установка, колесо, автомобиль

Если угол осевого давления не равен «0», то передние колеса стремятся поворачиваться в одинаковом направлении, как и задние колеса, стремясь выправить траекторию движения автомобиля в прямую леску. Как следствие, кузов будет направляться под углом к направлению движения. Угол осевой нагрузки отрицателен, когда осевая нагрузка направлена влево к водителю, и положителен – при направлении вправо от водителя. Угол движения должен быть равен «0» для автомобилей с правильно отрегулированными углами установки задних колёс.

Угол движения (более 20′) может также говорить о нарушении геометрии кузова. На большем числе современных транспортных средств можно регулировать заднее схождение. а иногда и развал. Если заднее схождение на транспортном средстве является ошибочным, оно будет иметь влияние на управляемость автомобиля. Для движения по прямой водителю придется подруливать, компенсируя увод. Неправильное заднее схождение или несимметричное заднее схождение может негативно повлиять на угол разворота заднего моста (угол тяги автомобиля), trust angle.

Неправильный угол тяги может привести к следующим последствиям:

  • Неправильное выравнивание руля;
  • Чрезмерный износ задних покрышек, «оперение» ;
  • Рыскание;
  • Недостаточной или избыточной поворачиваемости;
  • Движение с перекосом.

Возможные причины угла разворота заднего моста (неправильного угла тяги):

  • Заднее схождение неверно отрегулировано, нет симметрии по сторонам;
  • Задняя подвеска погнута или повреждена;
  • Задний подрамник неправильно выровнен;
  • Корпус автомобиля неправильно выровнен;
  • Крепления задней подвески изношены.

Клиренс. высота дорожного просвета. Рекомендуется перед посещением сход-развала убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы. На автомобилях с регулируемым дорожным просветом проверить регулировку.

Смещение оси (SET-BACK). это угол, образованный линией, перпендикулярной продольной косильной лески симметрии автомобиля и косильной лески, проходящей через (переднюю или заднюю) ось, соединяющую центры колёс. Например, на передней оси оно возникает при неверной регулировке продольного угла наклона оси колёс (Caster-а). Смещение оси положительно, когда правое колесо впереди (согласно направлению движения) относительно левого колеса. Оно отрицательно, когда правое колесо позади (согласно направлению движения) относительно левого колеса. Смещение заднего моста вы могли наблюдать на «Волгах», машина едет как бы боком (кстати на «Волге» это происходит когда ослабевает одна стремянка и мост одной стороной перемещается по рессоре вперед или назад).

Как правило, эта ситуация не вызовет проблем, влияющих на управление до тех пор, пока это не станет значительно.

Схождение колес

Cхождение колес (англ. toe) – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.

Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out) – наружу.

Положительное и отрицательное схождение колес

Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шины с внутренней стороны;
  • острая реакция авто на рулевое управление.

Слишком большой положительный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шин с наружной стороны.

Плечо обкатки

Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика – плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения косильной лески поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают – то плечо обкатки нулевое.

Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.

Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.

Развал колес

Развал колес (англ. camber) – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:

  • положительный – когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
  • отрицательный (-) – когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).

Положительный и отрицательный углы развала колес

Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • хорошая устойчивость авто в поворотах;
  • ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
  • повышенный износ внутренней стороны шины.

Слишком большой положительный угол:

  • хорошее сцепление колес с дорогой;
  • ухудшается устойчивость в поворотах;
  • повышенный износ наружной стороны шины.

Виды основных углов установки колес автомобиля

ПараметрОсь автомобиляРегулируемый параметрНа что влияет
Угол развала колес (Camber) Передняя Задняя Да (зависит от автомобиля) Устойчивость движения в повороте Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe) Передняя Задняя Да Устойчивость при прямолинейном движении Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) Передняя Нет Стабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster) Передняя Да (зависит от автомобиля) Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкатки Передняя Нет Стабильность автомобиля при торможении Стабилизация автомобиля при движении

Назначение углов установки колес

Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.

Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.

READ  Установка Карбюратора Солекс На Golf 2

Углы установки колес автомобиля

Правильные углы установки колес – один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.

Поперечный угол наклона оси поворота колеса

Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы, стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.

Угол продольного наклона оси поворота колеса

Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.

Важность регулировки углов установки колёс

Если вы заметили неравномерный износ (например, внутренняя сторона протектора изнашивается быстрее, чем остальная часть), у вашего автомобиля, вероятно, неправильно отрегулированы углы установки колес. Это не только сокращает срок службы шин, но и отрицательно сказывается на управляемости и безопасности автомобиля. Если вы заметили неравномерный износ, как можно скорее проверьте правильность регулировки углов установки колес.

Углы установки колес, или сход-развал

Для снижения вибрации, пробуксовки, шума и неравномерного износа необходимо проверять правильность углов установки колес.

Развал

Развал препятствует стиранию шин и повышает управляемость. Согласно углу, с которым верх или низ шины отклоняется внутрь или наружу, когда автомобиль находится на ровной поверхности, существует три типа развала: положительный, отрицательный или нейтральный.

По мере совершенствования подвески и автомобильных технологий большинство автомобилей сегодня получают отрицательный развал. С отрицательным развалом автомобиль наклоняется при прохождении поворотов под действием центробежной силы. Увеличивается наружная часть шины, контактирующая с дорогой, что делает прохождение поворотов более безопасным.

Кастер

Кастер показывает состояние, в котором ведущий мост автомобиля отклоняется вперед или назад по сравнению (сбоку) с перпендикулярной линией. Является важнейшим аспектом безопасного, прямого движения вперед. Чем больше кастер, тем больше гарантируется стабильность управления и защита от неустойчивости автомобиля при движении. Недостатком является снижение маневренности при прохождении поворотов.

Схождение

Схождение означает разницу направления между передней и задней частями шины, которую образует верхняя часть шины на ровной плоскости. Существует два типа схождения: положительное и отрицательное. Положительное схождение означает, что передняя часть колеса направлена внутрь, а отрицательное означает его обратное направление наружу. В случае сильного отрицательного схождения стирается внутренняя поверхность шины. В случае сильного положительного схождения стирается наружная поверхность шины. Оба случая демонстрируют высокое сопротивление дорожному полотну, в результате чего снижается маневренность автомобиля и повышаются затраты на топливо. Правильное положительное схождение повышает безопасность при движении автомобиля по прямой и компенсирует внутреннее стирание шин из-за отрицательного развала.

Плечо обкатки

С понятиями углов установки определённым образом связано плечо обкатки или обката управляемых колёс. Это расстояние на поперечной оси между центром пятна контакта и проекцией оси поворота (виртуального шкворня) на поверхность дороги. Оно также может быть положительным или отрицательным.

Знак плеча обкатки сильно влияет на стабильность при торможении. Особенно если контуры резервирования тормозной системы разнесены по диагонали, то есть при отказе одного из контуров замедляются только переднее левое, заднее правое или наоборот.

Если плечо отрицательное, то колесо стремится повернуться в ту сторону, которая препятствует развороту машины из-за несимметричного характера тормозного усилия. При положительном плече машину скорее всего развернёт, а то и опрокинет.

Поскольку плечо обкатки зависит не столько от поперечного угла наклона шкворня, сколько от размеров колёс, то не стоит пытаться установить на машину широкие диски с нештатным вылетом. Это мало что даст для управления, зато уничтожит заложенную заводом стабильность при торможении.

Поперечный угол наклона оси

Ось поворота управляемых колёс называют иногда линией шкворня. Шкворней в подвесках давно нет, их функции выполняют разнесённые шарниры, но понятие осталось в виртуальном виде.

Наклонить воображаемый шкворень можно в продольном или поперечном направлении. Во втором случае угол между осью поворота и вертикалью будет влиять на самовозврат колёс при работе рулём, то есть способствовать стабильности сохранения траектории. Он же определит и плечо обкатки, о чём будет сказано ниже.

Динамические

С их помощью можно быстро оценить состояние подвесок и ввести необходимые изменения. Колёса раскручиваются, измеряются и анализируются возникающие при этом силы на опорную поверхность, после чего компьютер рассчитывает и выдаёт необходимую информацию к недостаткам можно отнести невысокую точность результатов.

Виды углов установки колес

Все углы можно разделить на продольные, поперечные и траекторные, в соответствии с тремя плоскостями, определяющими положение колёс в пространстве.

Что надо знать об углах установки колес автомобиля (на что влияют и как регулируются)

На первый взгляд, колёса автомобиля установлены относительно кузова и дороги вполне ортодоксально – ось вращения параллельна дороге, а плоскость перпендикулярна. И при повороте управляемых колёс или рабочем ходе подвески ничего не изменяется. На самом деле это не так, установка колёс во всех трёх измерениях достаточно сложна, преследуются разные цели и вырабатывается компромисс.

Продольный угол наклона оси

Его ещё называют кастором или кастером. По важности он третий после развала и схождения, поэтому часто в машинах предусмотрена его регулировка.

Продольный наклон шкворня перемещает проекцию оси поворота вперёд или назад относительно центра пятна контакта шины. Если он положительный, то есть колесо сильно смещено вперёд, машина стабильна, но хуже управляется и наоборот. При этом характеристики поведения автомобиля довольно сильно зависит от сочетания кастора со схождением.

Чтобы упростить задачу подбора оптимального соотношения, регулировки надо начинать именно с него. Если его изменение вообще предусмотрено. Обычно в простых бюджетных машинах кастор не регулируется, чтобы не создавать лишних проблем обычному водителю, не очень интересующемуся нюансами управляемости.

Почему колеса в автомобиле стоят под углом?

Принудительное отклонение углов установки от идеальных имеет несколько аспектов, друг с другом не связанных, поэтому инженеры выбирают их точное значение в зависимости от приоритетов, заданных разработкой конкретного автомобиля.

Возможно даже, что кому-то потребуются нулевые углы, хотя на практике такое может возникнуть только случайно.

  • исторические, возникшие, когда дороги были скорее с закруглённой в профиле проезжей частью, чем плоскими, к тому же очень грязными и скользкими;
  • требующие особых характеристик управляемости на спортивных, гоночных и просто быстрых автомобилях;
  • потребность в обеспечении стабильности движения, не отвлекающей водителя на непрерывное подруливание;
  • фактор проходимости, не всегда под колёсами ровный асфальт;
  • особенности подвески, обеспечение комфорта требует от неё наличия эластичных связей;
  • минимизация расхода материала протектора шин;
  • экономия топлива за счёт сокращения потерь на качение.

Все эти задачи можно решить простой, но точной настройкой углов установки колёс. Несколько усложняет задачу их большое количество и не всегда интуитивно понятные связи между ними.

Статические

Таких стендов большинство, они имеют различную конструкцию. Общим является размещение датчиков на колёсах, информация от которых поступает в стенд, и рассчитываются нужные углы. Стенды имеют высокую точность и могут одновременно регулировать все четыре колеса.

Оборудование снабжается базой данных по большом количеству моделей автомобилей и инструкциями по регулировке.